Срок годности и правила хранения
Срок годности эфирных масел не ограничен.
Более того, «тонкие» масла, как и «тонкие» вина, облагораживаются при длительном хранении (вербена, роза, нероли, шалфей).
Исключение составляют следующие группы эфирных масел:
Цитрусовые масла — апельсин, бергамот, грейпфрут, лимон, мандарин, срок годности которых — 2-3 года. Оптимальный режим хранения t = -10° +15° С.
Смолистые масла — мирра, пачули, ветивер, сандал, жасмин, которые загустевают, и, соответственно, сокращается срок их годности при неправильном хранении (широкая амплитуда температурных колебаний с преобладанием низких температур). Приобретая эти масла, следует помнить, что их оптимальный режим хранения от +15° до +40° С.
Правила хранения:
Флакон с эфирным маслом следует плотно закрывать после использования.
Температурный режим хранения: от -5° до +30° С.
Флакон должен быть из коричневого стекла с 50-процентным затемнением, абсолютно защищающим содержимое от световых лучей. Иногда дешевые сорта масел разливают во флаконы из тонкого стекла с низким процентом затемнения, что обусловливает дополнительную упаковку флакона в коробочку. В этом случае упаковку не стоит выбрасывать, т. к. только в ней масло защищено от света.
Эфирные масла (как и вина) любят температурное постоянство. Если масло побывало на морозе, перед применением оно нуждается в тридцати минутах отогревания для восстановления богатства ароматического букета.
Эфирные масла способны к возгоранию. Именно поэтому оптимальная расфасовка для бытового применения — 10 мл. Не следует хранить ароматы вблизи источника открытого огня.
Следует объяснить маленьким детям, что эфирные масла — не предмет для игры так же, как ножи и спички. А вообще, лучше сразу разбавить ароматы для детской комнаты базисным маслом в пропорции 1: 10.
Стоимость эфирных масел
Стоимость 100-процентных эфирных масел определяется их качеством (качественные масла дороги), процентным содержанием ароматических веществ в растении, а также ценностью и редкостью эфирно-масличных растений (например, ценные сорта сандалового дерева внесены в Красную книгу, поэтому производители сандалового масла обязаны выплачивать экологический сбор на восполнение популяции этого растения).
Безусловно, имеют значение «стаж» и уровень производителя эфирных масел на сырьевом рынке, ведь производство эфирных масел напрямую зависит не только от экологической ситуации, но и от урожайности. Как известно, сырьевые рынки были поделены одними из первых, поэтому известные производители (Styx Naturcosmetics, Primavera), помимо высокой компетентности и отлаженных технологий производства, имеют приоритетные возможности получения лучшего сырья (снимают эфирные «сливки» ). Производители меньшего масштаба довольствуются тем сырьем, которое не имеет спроса у «эфирных олигархов». В мире ароматов и косметики высокое имя торговой марки — первая гарантия высокого качества.
Качество эфирных масел
Качество эфирных масел — параметр, определяющий их действенность и безвредность. Качество зависит от способа производства, зон произрастания эфирно-масличного растения, времени сбора, периода хранения сырья. При добыче эфирного масла из растения важно соблюдать щадящий температурный режим, отказаться от химических веществ, увеличивающих объем, но снижающих качество аромаэссенций, использовать дикорастущие или специальным образом культивируемые культуры.
Качественное эфирное масло — прозрачное, однородное, без осадка и включений. Масла абсолю (роза) и масла, получаемые из смолы растений (ветивер, мирра), более плотные, чем масла, полученные из цитрусовых (лимон, бергамот). После испарения капли масла с поверхности белого бумажного листа не должно оставаться жирного пятна, хотя возможна окрашенность бумаги после нанесения масла, имеющего цвет.
Тональность эфирных масел
Эфирные масла состоят из мажорных (более 25% в составе) и минорных компонентов, которые создают три фугитивных тона: верхний, средний и нижний. Это обусловливается различной молекулярной формой и весом эфирно-масличных компонентов. Бывают ароматы, имеющие большее количество тонов или подавляющие пролонгированные тоны. Например: нероли, вербена — 5 тонов; кедр — короткий верхний тон; ладан — пролонгированный нижний тон. Если на три листа бумаги с периодичностью в 30 минут нанести по 1 капле эфирного масла, можно с большей или меньшей точностью (см. раздел «Нос-носяра-носик-шнобель» ) определить, действительно ли оно натуральное, т. к. аромат истинных эфирных масел «расслаивается». При этом первый лист (нижний тон, или тон «ног» ) будет иметь низкие, земляные, кожаные, бальзамические оттенки. Во второй капле (средний тон, или тон «сердца» ) появляются терпкие, глубокие, изысканные ноты, тогда как третья капля (верхний тон, или тон «головы» ) несет с собой свежесть, легкость и прямолинейность. Разнообразие мелодий в натуральных ароматах (бергамот, вербена, шалфей, нероли, пачули) настолько велико, что иногда звучание нижнего тона практически невозможно предположить в верхнем.
Если в результате проведенного эксперимента три капли аромата рознятся только интенсивностью запаха (третья капля пахнет резче, чем первая), значит, исследуемый продукт — не макросоставное эфирное масло, а «скудно-компонентное» произведение одеколонно-бензинной промышленности.
Характеризует качество и ценность эфирного масла также процент раздражающих кислородактивных углеводородов в составе. Чем этот процент выше, тем сильнее масло будет раздражать кожу. Процесс уменьшения кислородсодержащих углеводородов (детерпенизация) осуществляется фракционной перегонкой, ректификацией и вымораживанием природных эссенций, что, естественно, увеличивает их стоимость. Поэтому у одного и того же производителя могут сосуществовать эфирные масла более дешевого класса (для бытового использования) и ароматы, которые можно добавлять в чай, салаты или в вино.
Но в любом случае есть еще и личностная оценка качества. Если Вы не почувствовали, что ароматы принесли с собой в Вашу жизнь легкость, радость, ощущение прекрасного самочувствия, следует просто попробовать приобрести эфирные масла другой фирмы.
Ароматическая ложь
Эфирные масла — предмет роскоши, одна из ценнейших тонких субстанций. Именно поэтому они всегда являлись изысканным подарком, рассчитанным на людей с утонченным вкусом и высоким интеллектом, а также способом выразить свое восхищение перед личностными достоинствами человека (вспомните сандаловое подношение царицы Савской царю Соломону).
Подделка ценностей — порок личности, абсолютно зависимой от общества, но не признанной им и потерявшей способность к созиданию. Именно поэтому существуют подделки произведений искусства, работ модельеров, косметических препаратов и парфюмерии, ювелирных украшений, денежных купюр и, конечно, эфирных масел. Очень выгодно гнать где-нибудь в Урюпинске ароматические суррогаты стоимостью в 3 рубля за 10 литров и наклеивать потом на пузырьки этикетки, наполненные высоким слогом, терминологически возвышающим фальшивку.
Стили ароматических подделок
«Вкусненькие» запахи. Эфирных масел фиалки, яблоневого цвета, сирени, ландыша, персика, абрикоса, липы, лотоса, магнолии, папоротника, кокоса, манго, банана, земляники, клубники, киви, арбуза, дыни, огурца не существует в природе! Именование пахучих веществ, напоминающих по запаху вышеперечисленные растения, эфирными маслами является фальсификацией, так как данные растения не являются эфирно-масличными.
Этикетка-адвокат. Кричащие, «сочащиеся» тотальной пользой этикетки выполняют роль защитника заведомо низкого качества содержимого флакона. В соответствии с международными стандартами этикетка не должна содержать рекламной информации. Сонмы «Лютиков», «Нарциссов», «Докто-Фармо-лечей» — компаний, обычно зарабатывающих на продаже эфирных масел «сугубо собственного разлива», как правило, наклеивают этикетку, которая маскирует низкое качество продукта объяснениями типа: «экологически чистое масло», «масло для профессиональной ароматерапии», «самое качественное масло» и пр. Этикетки уверенных в своем качестве производителей стандартны и лаконичны: 100% pure, 100% artifisches (essentail) oil (100% чистое; 100% эфирное масло), ибо такие масла вне зависимости от применения (профессионального или непрофессионального) не способны никому причинить вреда.
«Масла для ароматерапии» — группа препаратов, состоящих из смеси эфирного масла (10-15%) с минеральными, растительными маслами или спиртом (85-90%). «Это не фальсификация, если ярлык на бутылочке явно утверждает, что в ней смешанное масло, готовое к употреблению. Если, с другой стороны, смесь продается как эфирное масло, ее обычно квалифицируют как фальсификацию». Из книги Д. Редфорд «Семейная ароматерапия», 1996 г.
Флаконные метаморфозы. По международным стандартам, пузырек должен быть из темного стекла (50% затемнения) с дозиметром на горлышке. Оптимальная расфасовка качественных эфирных масел — по 10 мл, за исключением особо ценных (роза, жасмин, нарцисс, мимоза, вербена, тубероза — 1мл). Такая расфасовка логична: ведь настройка аппаратов по розливу эфирных масел — настолько дорогостоящая процедура, что прибавляет к стоимости эфирного масла еще 30-50%. Если компания меняет фасовку недорогих эфирных масел (например, грейпфрут — 2; 5; 10; 20 мл), значит, дорогостоящая процедура дифференцированного розлива не влияет на копеечную стоимость содержимого, как говорится: «Ноль, умноженный на число, равняется нулю». Основная цель такого розлива — соответствие цены товара разным размерам кошелька: «Вот вам 10 мл грейпфрута по 1 доллару, а вот 5 мл — по полтиннику».
«Нетленна» по сходной цене. Логично, что крупные производители эфирных масел имеют самые выгодные цены на сырьевом рынке. Мелкие компании выступают как дистрибьюторы крупных, приобретая эфирные масла по более дорогой цене — закон рынка. Если продавец ароматов — мелкая компания, то цена качественных эфирных масел всегда выше, чем у эфирно-масличных олигархов. Конкурентоспособные цены маленьких компаний возникают только при понижении качества продукта: вот здесь и появляются разбавители, синтетические душистые вещества и т. п. Стоимость эфирных масел зависит от стоимости сырья (например, иссоп дороже, чем цветы горького апельсина — нероли), от экологических ограничений на производство (сандал), от метода получения эфирного масла: анфлераж (жасмин) — гораздо более дорогостоящая процедура, чем возгонка паром (мелисса), которая, в свою очередь, дороже прессинга (кожурные масла — лимон, мандарин).
«Хоть горшкам назови...» Использование торговой марки известной фирмы для «раскручивания» никому не известного продукта, как правило, местного производства — обычная форма подлога, встречающаяся в базарной торговле. Если всем известна репутация Nicon, создающего фототехнику высокого качества, то именно поэтому какой-нибудь производитель Гадюкин будет уверять покупателя, что все устройство его «мыльницы» состоит из сплошь «никоновских» деталей и собрано по усовершенствованным («никоновским» же) схемам. Наивность — украшение юности, но не повод для «впаривания» просроченного гуталина с громким названием «Нина Риччи» на крышке.
В качестве резюме о подделках эфирных масел можно привести четверостишие Виталия Калашникова:
«На меня вонючка села —
посидела, улетела.
Что мне делать, я не знаю, —
вот сижу теперь, воняю».