Очень интересные рассуждения о характере Старших и Младших арканов и особенностях их интерпретации.

Вопрос понимания малых арканов далеко не так прост, как представляется на первый взгляд, и имеет самые разные позиции. Например, Хайо Банцхаф в своей книге «Таро как путешествие героя» принципиально не рассматривает малые арканы, считая их чем-то совершенно профаническим и не имеющим отношения к духовному миру. Он сравнивает их с азартными играми и примитивными предсказаниями: «Старшие арканы принадлежат к божественным вопросам философии, а все остальные – к карточному гаданию» и «Нет смысла разбирать младшие арканы – они просто иллюстрируют определенный сюжет.

Так тройка кубков показывает нам танец в честь праздника урожая, поскольку у её ног лежат спелые плоды. Видя это, мы понимаем, что означает эта карта: дело дало плоды и человек должен быть доволен и благодарен. Любые спекуляции о том, почему одна из танцующих граций одета в золотые туфли, а другая в синие, или что это за плоды – яблоки или помидоры, в лучшем случае означают мелочи, а в худшем – ничего».

Это точка зрения наиболее популярна среди исследователей таро, однако встречаются и противоположные позиции. В оккультной энциклопедии Г.О.М. напротив, именно малые арканы считаются отражением изначальных принципов, тогда как большие арканы отождествлены с «человеком после падения» и «принципом иллюзии». Не правда ли, поразительное расхождение? Где-то между этих двух мнений и находится истина, которую нам предстоит отыскать.

Малые арканы принципиально отличаются от больших, но как максимально корректно обозначить отличия, чтобы не ввести в заблуждение в силу различного понимания сути одних и тех же слов?
Обратимся к каббалистической мудрости. Каббала соотносит пути цинарот, с которыми отождествлены большие арканы, с субъективным элементом вселенной, а сами сфирот – с объективным.
На первый взгляд, это вступает в противоречие с известным утверждением, что именно большие арканы соответствуют архетипическим уровням психики, которые иногда называют «объективным психическим», тогда как малые – это либо личное бессознательное, либо конкретные жизненные ситуации. Тем не менее, никакого противоречия здесь нет, нам нужно только хорошо понять, что же подразумевается под словом «объективные» и «субъективные».

Для примера возьмем любой из двадцати двух арканов и посмотрим, что он значит в случае выпадения в «мгновенном раскладе». Допустим, у вас выпал Император. Это может означать пробуждение способности к контролю над ситуацией, влияние на вас отцовской фигуры (причем это влияние может быть изнутри или извне, позитивным или негативным). Между «однозначно позитивным» и «однозначно негативным» лежит очень много промежуточных граней, различение которых требует достаточно высокоразвитой, интеллектуальной интуиции. Ни один большой аркан не имеет однозначного.

Более того: перечислив основные и наиболее яркие смыслы больших арканов, мы, тем не менее, должны признать, что никто из нас не в состоянии исчерпать все значения. Как все многообразие музыки строится из нескольких нот, так все многообразие человеческой культуры, психологии, мифологии строится из больших арканов.
Именно в этом и заключается суть «субъективности» — большой аркан настолько многогранен и поливалентен, что его невозможно ввести в фиксированное и исчерпывающее описание.

Малые арканы напротив, достаточно однозначны и конкретны. Мы все знаем, что такое жестокость, материальная прибыль, пресыщение или подавленность, поэтому в отличие от более образных больших арканов, малые, как правило, не требуют особых комментариев и говорят сами за себя. Не существует библиотеки, которая могла бы вместить все смыслы большого аркана, однако вполне мыслимо и возможно четко обозначить смысл арканов малых. Работа с малыми арканами для простого человека, не стремящегося к постижению архетипического, гораздо проще и естественнее, чем работа с большими арканами. Именно поэтому в народе чаще гадают на колоде игральных карт, которая и есть усеченный вариант малых арканов таро.

Вышесказанное, казалось бы, несколько принижает ценность малых арканов по отношению к большим, что было бы ошибкой. По своей сути, малые арканы так же имеют свою архетипическую составляющую. И эту составляющую помогают открыть такие науки, как каббала и нумерология.

Положение на каббалистическом древе жизни гораздо более значимо для малых, нежели для больших арканов. Их порядковый номер достаточно четко увязывается по смыслу с соответствующей сфирой. Когда мы начинаем изучать это, мы оказываемся поражены той идеальной гармонией смыслов и значений, которая открывается нашему внутреннему взору.

Малый аркан делится на четыре масти – жезлы, чаши, мечи и диски. Как известно, каждая из мастей соответствует своей стихии: жезлы – огню; чаши – воде; мечи – воздуху и диски – земле. Но что такое стихии? Как часто в этой точке начинаются досадные недопонимания, и простая идея непомерно романтизируется и искажается.

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно подобрать свои ассоциации к четырем стихиям. Обратитесь к самым обычным смыслам, к метафорам речи, а потом немного углубитесь в мифологическую символику, и вам все станет понятно. Например, вода естественно ассоциируется у нас с женским началом, нежностью, эротизмом, чувствами и эмоциями.

В воде можно утонуть, то есть потерять себя во власти чувства, а можно очиститься, то есть познать силу преображающего таинства любви. Вода может быть водой жизни, и тогда это животворящий поток спонтанного чувства любви, единства и гармонии, а может быть мертвой водой болота или омута, от которого нет спасения.

Интересно спонтанное изменение символики в малом аркане таро и в игральной колоде карт – ибо если в первой стихия воды представлена чашами, то в игральной колоде чаши превратились в сердца, но и то и другое естественно ассоциируется с чувствами, женственностью и гармонией. Таким образом, все карты от туза до десятки представляют различные составляющие воды в нашей жизни – от идеального чувства любви до болотных вод.

Стихия земли ассоциируется у нас с чем-то стабильным, надежным и упорядоченным. Естественный образ, связываемый у нас с этой стихией, будет образом простого и бесхитростного крестьянина, возделывающего землю. Однако земля – это не только кормящая мать, но и тяжесть земного притяжения, потому о чрезмерно материалистичных и реалистичных людях говорят, что они «слишком заземлены». Земля – это всегда что-то осязаемое, плотное, материальное.

Здесь мы подходим к важному пониманию: каждая стихия имеет некоторое количество различных преломлений, одни из которых созидательны, а другие – губительны. Вода может утопить, а может утолить жажду, огонь – это и пламя пожарищ, и тлеющие угли в домашнем очаге, воздух может быть бодрящим ветерком, а может – леденящим суховеем. Распространенной ошибкой классических колод является отождествление стихии мечей, соответствующей воздуху, исключительно со злом и неприятностями.
Действительно, мертвый рассудок, лишенный связи с другими функциями, весьма негативен, но та же диктатура чувств, вырождающаяся в дешевую сентиментальность и кич, ничем не лучше. Лишь поверхностный ум часто связывает одну стихию (функцию) только с благом или только со злом.
Особенно важной параллелью для нас является та, которую проводил Юнг между стихиями и психологическими функциями, служащими человеку для познания мира и себя. Естественно, стихия земли будет соответствовать ощущению, ибо именно ощущение есть непосредственное восприятие реальности через пять каналов восприятия.

Ощущение безоценочно говорит нам о том, что есть нечто, и это самая древняя из функций. Чувство представляет ценностную функцию и связано с водой. Любовь и ненависть, красота и уродство, сила и слабость – любые ценностные категории принадлежат к сфере чувства. Мышление соотносится со сфирой воздуха, а интуиция – с сфирой огня.

Автор: Олег Телемский