Национальные школы Таро

В истории или в мире есть несколько направлений – национальных Школ Таро. Хотелось бы отметить некоторые их особенности.

Можно географически или регионально обозначить Итальянское, Французское, Германо-Австрийское, Британское, Американское и Российское направления.

Французское направление

Если сформулировать отличительные черты Французского направления, внешние особенности будут вполне понятны. Во Франции есть: Марсельское Таро, обновленное современной (1996г.) системой самоконструирующихся раскладов Philippe Comoin и Alexandre Jodorowsky, глубоко забытый практиками Эттейлла, полузабытый Папюс; и ряд интересных оракулов.

Франция достаточно консервативна в своих картомантических пристрастиях. Французские гадатели исторически радели за точность прогнозов. И во время 2-ой Мировой войны гадалки прикалывали фотографии пропавших без вести солдат к своему сердцу, чтобы тоньше настроиться на разыскиваемого.

Французская школа ставила перед собой непростую задачу прогнозирования точного времени грядущих событий. Поэтому Эттейлла создал Малую (пикетную) колоду Petit Etteilla и колоду Таро Grand Etteilla в соответствии с принципами нумерологии и астрологии. Это позволяло, прибегая к определенным манипуляциям, раскладам карт и расчетам, предсказывать точное время прогнозируемых событий.

Французская Школа изобилует именами и книгами исследователей Таро, оккультных символических систем, теоретиков и практиков картомансии. Французы большой акцент делали на ясновидении, нумерологии, астрологии, буквенных соответствиях карт и синонимических рядах значений, уходя от образности в картах. Существует одна из колод эттейлловского типа, на которой вообще ничего не изображено, кроме рамки и подписанных значений прямого и перевернутого положения карты.

Всплеск популярности Марсельского Таро в XVII-XVIII в.в. был вызван дешевизной карт. Поскольку для печатания Марселя гравюры требовались только для Старших Арканов. Младшие прорисовывались по трафаретам. Итальянские же печатались полностью по гравюрам. Возможно, этот факт долго помогал Младшим Арканам оставаться без картинок. Также понятно и происхождение полностью непрорисованной колоды Эттейллы.

Расклады без позиций, большие расклады на всю колоду, нумерологические расклады, чтение карт в их последовательности, а не раздельно, чтение карт парами, в чем отражался герметический подход – также основные черты Французской традиции.

История Таро во Франции, условно говоря, начинается с XVII века. Так же во Французской традиции есть небольшая, отдельная подветвь Французского игрального Таро, которое скорее всего находится на перекрестьи Германо-Австрийской и Итальянской ветвей.

Итальянское направление

Италия исторически считается родиной Таро. В Италии, в отличие от Франции, существует большое количество колод Таро. Самые раниие из известных относят к XV веку. Итальянское Таро скорее шло по пути экспериментов, связанных с количеством карт в колоде и структурой колод. И если во Франции почти в каждой области существовала некая незначительная модификация одного лишь Марсельского Таро, то в Италии ситуация иная. В Болонье, Тоскане или любой другой области Италии изобразительный ряд, а иногда и структура колод могли разительно отличаться.

Авторских руководств, обучающих искусству предсказания и описывающих значения карт, в Италии, в отличие от Франции, почти не знают. Хотя Эттейлла признавал итальянские корни созданной им системы и наличие учителя - итальянского гадателя.

Лишь в XX веке в Итальянской ветви Таро появились серьезные исследователи, теоретики и практики (Giordano Berti, Vito Arienti, Pierluca Zizzi, Gina di Roberto). Хотя и сейчас Итальянская школа больше характеризуется разнообразием красочных колод, отличающихся либо изобразительным рядом, либо структурой, либо смыслом.

Италию можно называть официальной родоначальницей Таро и игры в Тарок, Францию – официальной родоначальницей гадания при помощи Таро.

Немецко-австрийское направление

Тут развивалось направление гадательного Таро, где Старшими Арканами были сюжетно-бытовые и исторические картинки, а масти МА отличались от общепринятых мастей. Набор немецких мастей был следующим: Кубкам соответствовали Сердца, Пентаклям (или Бубнам) – Бубенцы, Жезлам (или Трефам) – Желуди и Мечам (или Пикам) – Листья. Были также отличия в составе карт Двора. Но это отдельная тема для рассуждений. Карты служили, в основном, для игры. Но если использовались в целях дивинации, то для рассмотрения узко бытовых ситуаций в стиле гадания на игральных картах с применением простых и очень однозначных трактовок 21 Козыря колодах, имеющих прямые и перевернутые картины. Причем в разных колодах Игрального Таро присутствовали очень разные сюжеты: на сегодня существуют колоды военной, охотничьей, любовной, общей житейской тематики.

Современное направление Немецкой школы Таро представлял Хайо Банцхафф с его оккультно-мифологическим трактатом, посвященным "Пути героя", четкими гадательными трактовками карт и раскладами, которые прочно укоренились в работе с колодой Райдер-Уэйт и основаны на Британской традиции Таро.

Британское направление

Британская Школа Таро развивалась весьма своеобразно. В конце XVI века британские мистики Джон Ди и Эдвард Келли получили медиумическим путем в Кракове «Ангельские послания», которые послужили в последствие основой Енохианской магической системы. А та, в свою очередь, была вновь обнаружена и взята на вооружение в конце XIX века Сэмюэлем Макгрегором Мазерсом для создания колоды Таро ордена "Golden Dawn". Таким образом Английская Школа Таро получила оккультно-магическое направление. На основе этой колоды была создана колода Артура Уэйта, самая популярная и издаваемая в мире, и Таро Тота, колода Алистера Кроули.

Народная традиция Британской школы Таро сильно связана с Британскими цыганами. Она мало отразилась на "высокой" Британской Тарологической Школе, но зато могла оказать влияние на Французскую. Во всяком случае, великая Сибилла Франции Мария Ленорман писала, что якобы в ее жизни был период, когда она жила в Британии, где обучалась гаданию у английского цыгана.

Британская гадательная Школа отличалась и отличается небольшими по конструкции, логически организованными раскладами, в которых каждой карте отведено вполне определенное место. В Британской традиции Таро использовалось как инструмент, предваряющий магический ритуал или медитацию с намерением получения определенного результата.

К точным событийно-бытовым предсказаниям Британская традиция не тяготела. В каком-то смысле относилась даже с презрением. В своих работах Мазерс откровенно высказывается против гадания. Хотя астрологическим соответствиям карт уделялось очень большое внимание, именно и особенно потому, что любая магическая процедура требовала связи с гениями и духами планет и знаков Зодиака. А следовательно, должна была очень четко рассчитываться по времени, чтобы при взаимодействии оккультные энергии не противоречили друг другу.

Но самым главным достижением и отличием Британской традиции явилась прорисовка Памеллой Колмен-Смит Младших Арканов в колоде Артура Уэйта. Эта новейшая находка принадлежала XX веку и приблизила колоду Таро к оракулам, сделала ее почти мгновенно сверхпопулярной во всем мире и приблизила "небеса к земле". Возможно, это не было целью авторов, но стало мощным толчком к мировому распространению Таро. Наиболее интересными, современными Британскими исследователями являются Майкл Даммит, Маркус Кац, Гаррет Найт.

Американское направление

Американская традиция Таро (США) собственно является продолженной и развитой Британской. Американское направление Таро – это, в каком-то смысле, плод потребительской гонки. В середине 90-х в оккультном мире произошла своеобразная революция. Ответы на вопросы с помощью Таро и оракулов стали частью сферы услуг. Быстрые вопросы и быстрые ответы. Тарологи и картоманты наряду с массажистами, личными психотерапевтами и пр. специалистами стали еще одним удобным способом ухода за собой для практичных американцев.

В Америке есть широкий спрос на общение с миром мертвых, ясновидение, составление гороскопов и предсказания.

Можно выделить три следующих подхода к Таро:
1) на пересечении исторических исследований и профессионального прогноза. Представителями этого направления можно считать Мэри Грир, Рэйчел Поллак, Тайли Гудвин (Энрике Энрикес – на пересечении гадания, исследования и шоу) и т.п.;
2) абстрактно-общественный, предполагающий уход от конкретики и гадания на третьих лиц, для того чтобы не нести ответственность за неверные и неточные предсказания (так называемый free-telling): ATA – AMERICAN TAROT ASSOCIASSION;
3) профессионально-предсказательный: Сильвия Штайнбек, Донна Лэй и т.п.

Русское направление

И, наконец, Российская традиция, историю которой можно разбить на два временных этапа.
Первый этап прихода Таро в Россию и его укоренения относится к XIX веку. До этого момента в годы правления Екатерины Великой в России имели хождение оракулы по типу пасьянса мадам Рекамье. На русской почве это гадание называлось Екатерининским, состояло из разрезных картинок, которые складывались в таблицу, и значения совпавших фрагментов прочитывались и истолковывались.
При Павле I интерес к гадательным системам возрос еще больше. А после войны с Наполеоном общение с Францией и Европой стало очень тесным, и в Россию проникли гадательные системы немецко-австрийской Малой Ленорман, французского "Посещения Сибиллы" и т.п. Расцветают русские разновидности оракулов, созданные на основе древнегреческих мифов и используемые для гадания, но гораздо чаще для салонных развлечений.

Во второй половине XIX века в Россию была привнесена французская традиция Таро. В 1861 году в Москве (раньше, чем оригинал во Франции) выходит в свет «Таинственная Книга Тота» с приложением варианта колоды «Эттейлла-3» с прорисованными Младшими Арканами.

Но самое удивительное то, что на Росcийской почве она развилась не столько как гадательная система, сколько как герметическая, оккультно-философская, нумерологическая и медитативная. В основном потому, что подверглась сильному влиянию со стороны Папюса.

В России XIX-XX в.в. в своих работах Петр Успенский рассматривал Таро в мистико-герметическом, Владимир Шмаков в философско-герметическом, Г.О.М. – в нумерологическом и оккультно-герметическом планах. «Медитации на Таро» В.Томберга, написанные в христианско-эзотерическом ключе.

Следующая волна интереса к Таро появилась уже в постперестроечной России. Русское направление чрезвычайно эклектично. Наряду с французской системой толкования, сохранившейся в переизданных работах Папюса, Г.О.М-а, Шмакова, теперь появляется и много переводной литературы.

Итак, на Российской почве смешиваются разнообразные традиции Таро, и в этом смешении возникает своя линия отличительных черт. В России Таро приобретает, претерпев множество экспериментов, глубоко психологическое звучание. И чем дальше, тем глубже Таро в Российской традиции срастается с психологией. Медитации на Таро, тародрама, проективные методики и т.п. И при этом, сохраняет оккультно-герметическую и философскую составляющую.

Российская традиция в Таро не тяготеет к конкретике, точности предсказаний, определению времени событий, но предполагает глубокий анализ причинно-следственных связей во взаимодействии людей с окружающим миром и друг с другом. То есть основные черты Российской национальной традиции Таро – магически-герметические, поскольку "психология – это медленная магия", как писал И. Регарди в "Гранатовом саде".

Итак, небольшое резюме.

Французов всегда отличало стремление к математической точности предсказаний и нумерологии.
Итальянцев – разнообразие колод Таро и их видеоряда.
Немцев – любовь к структуре и к конкретике бытового прогноза.
Британцев – раздельное чтение карт, расклады с позициями ("карте – место"), психо-магическая направленность.
Американцев – конкретность, реализм, креативность и упрощение процесса предсказания и толкования.
Русских – углубление в событийно-психологический слой прогноза, эклектика всех школ и направлений.

Автор: Эльза Хапатнюковская